Методическое объединение учителей воскресных школ

25 марта на приходе прошло методическое объединение учителей Воскресных школ, на котором присутствовали около 40 человек. В работе методического объединения приняли участие учителя Воскресных школ г. Гродно и представители из благочиний Гродненской епархии. Целью данного мероприятие явилось содействие повышению уровня знаний учителей Воскресных школ по воспитанию у учащихся потребности молиться посредством вариативных форм работы.

С приветственным словом к участникам объединения обратился настоятель прихода храма Собора Всех Белорусских Святых митрофорный протоиерей Анатолий Ненартович. В своем обращении отец Анатолий обратил внимание на роль ВШ в современном обществе, на трудности, возникшие в работе на данном этапе, указал основные направления деятельности, пожелал всем плодотворной работы и помощи Божией.

Проблемное поле данного методического объединения определил инспектор работы ВШ епархии – протоиерей Михаил Велисейчик. Священник показал актуальность проблемы научения детей молитве, высказал свои суждения по решению данного вопроса.     

Завершился организационный этап представлением визитной карточки ВШ Собора Всех Белорусских Святых, в которой заключалась вся информация по школе от момента ее основания и до сегодняшнего дня.

Далее Борель Т.М., один из преподавателей ВШ храма, представила слушателям доклад «Воспитание потребности в молитве у детей младшего школьного возраста». В своём выступлении Татьяна Михайловна обратила внимание на то, что молитва – это многогранное понятие, которое подобно живому организму. Оно изменяется в зависимости от состояния человека и от уровня его духовного развития. В связи с этим каждому верующему человеку необходимо учиться молиться. Далее докладчик предлагала ответы на вопрос: как научить детей молитве? Татьяна Михайловна подчеркнула мысль о том, что прививать правильное отношение к молитве нужно начинать с самого раннего возраста и, безусловно, в семье. Родители должны учить детей понуждать себя в доступном духовном делании и обеспечить духовную дисциплину, без которой движение вперёд любого человека – маленького или взрослого – невозможно. В докладе прозвучали рекомендации по решению этого вопроса, как для родителей, так и для учителей ВШ. Был представлен традиционный алгоритм изучения молитвы, различные способы и формы работы с ней. Последовательное проведение одного, какого бы то ни было способа при изучении всех молитв, едва ли может быть названо целесообразным. Каждая молитва в своем внешнем построении имеет свои отличительные особенности и потому должна быть изучаема и объясняема посредством особого, только ей свойственного приема. В завершении своего выступления преподаватель порекомендовала всем присутствующим ознакомиться с уникальным трудом М.М. Манасеиной «Основы воспитания с первых лет жизни и до полного окончания университетского образования», где в главе «О религиозном воспитании от 1 года до 21» можно найти много полезной информации по данной проблеме.

Продолжил основной этап встречи урок во 2-м классе ВШ «Молитва как средство спасения». Целью данного урока явилось расширение представлений учащихся о молитве. В ходе урока были систематизированы знания детей о молитве, представлен видео сюжет о том, как искренняя молитва послужила средством спасения человеческой жизни, произошло знакомство с новой молитвой. Учитель данного класса, Бенаш С.П., продемонстрировала различные способы и приёмы работы при изучении новой для учащихся молитвы. Завершилось занятие творческой работой – составлением пазла со словами изучаемой молитвы.

Далее последовал анализ урока и обмен мнениями участников методического объединения. На заключительном этапе работы под руководством протоиерея Михаила Велисейчика состоялось подведение итогов, принятие решений и выработка рекомендаций методического объединения.

В завершении работы была представлена выставка литературы «Молитва – сила единенья и мир духовной красоты».

Светлана Бенаш

Борель Т.М. "Воспитание потребности в молитве у детей младшего школьного возраста".

Для человека, который приходит к вере, находит Бога в своей душе и сво­ей жизни, важно, прежде всего, научить­ся обращаться к Богу: приходить к Нему за помощью, просить прощения за свои проступки, согрешения, обязательно научиться благодарить. Для этого каждый человек может воспользоваться  исключительным средством – молитвой. Никакая книга о молитве не может исчерпать темы о молитве, так как она необъятна, как Сам Бог, к Которому она обращена. Подтверждением этих слов являются как многочисленные святоотеческие труды, так и не менее многочисленные обращения к этой теме религиозных мыслителей и проповедников нашего времени.

Молитва – это индикатор нашей духовной жизни, своеобразная лакмусовая бумажка. Вне молитвы с душой человека происходит тоже, что и с омертвевшими клетками, например, при гангрене, когда к ним не поступает кровь, и они погибают и отторгаются от живого организма. Поэтому человек в религиозном смысле жив лишь тогда, когда он молится. Если человек, совершающий добрые дела или даже занимающийся богословскими проблемами, надолго оставляет молитву, он теряет внутреннюю связь с Богом. Такой человек умирает духовно... Молитва должна стать основой  жизни христианина — тем, на что вся жизнь должна быть настроена. В свою очередь жизнь христианина должна соответствовать молитве. Если человек безуспешен в молитве, это значит, что он плохо живет, что его духовное состояние молитве не соответствует. Одно должно соответствовать другому: жизнь – молитве и молитва – жизни.

Молитва – это многогранное понятие, которое подобно живому организму. Оно изменяется в зависимости от состояния человека и от уровня его духовного развития. В связи с этим молитва может выражаться в различных формах:

• молитва как разговор с Богом;

• молитва как встреча с Живым Богом;

• молитва как условие, при котором Божественная сила может соприкасаться с духом человека и действовать в нём;

• молитва как труд

• молитва как подвиг.

Чтобы узнать и почувствовать многогранность молитвы, необходимо учиться молиться.  Все молитвы, которые мы читаем в молитвос­лове, не были написаны кем-то специально. Эти молитвы исходили из сердца святых людей, которые на высоте своего духовного состояния входили в непосредственное общение с Богом. Потом эти слова записали их ученики, для того чтобы другие люди могли проникнуться таким же молитвенным горением. Читая молитвы свя­тых, мы приобщаемся той благодати, которую эти люди имели в своей душе, приобщаемся их смирению, покаянному чувству и прочим до­бродетелям. Когда мы учимся понимать содержание этих молитв, мы духовно возрастаем. Постепенно у нас появляется потребность в молитве. И далее человек молится в соответствии со своими духовными возможностями.  Для того чтобы эти молитвы читать, будто собственные, надо в них врасти, потому что они были написаны святыми и выражают опыт каждого святого о Боге, Каким тот Его знал, о себе самом, о жизни. В свою очередь, для того чтобы врасти в эти молитвы, необходимо приобрести личный молитвенный опыт.

Рассуждая о молитве, следует уделить внимание и тому, что учиться молитве человек должен в земной, временной жизни. Если верующий человек не разовьёт в себе эту потребность, то в будущей жизни перед ним откроется зияющая пустота. Будущая жизнь – есть раскрытие того, что приобретено в земной жизни, и научиться молиться в ней уже невозможно.  

Исходя из выше сказанного, следует отметить, что молитва является неотъемлемой частью жизни верующего человека и играет главную роль в его духовном становлении и развитии. В связи с этим молитва является важным средством религиозного воспитания детей.   

Всем известно, что в советские времена запрещалось воспитывать детей в религиозном духе. Это мотивировалось тем, что дети должны сначала вырасти, а уже потом самостоятельно выбирать, идти им по религиозному пути или выбрать иной путь. В этом аргументе заключена глубокая ложь. Потому что, прежде чем человек имеет возможность выбрать, он должен быть чему-то научен. К сожалению, не смотря на то, что этот аргумент ошибочный, многие родители руководствуются им до сих пор.  Тому, кто с детства привык жить без молитвы, бывает очень трудно приучить себя молиться, так как лучший возраст для научения – это, конечно, детство. И тут встаёт вопрос: как научить детей молитве? Отвечая на этот вопрос, прежде всего, следует учесть то обстоятельство, что дети только становятся на путь духовного развития и их необходимо укрепить в этом делании, а не сломать. Нельзя дать двоечнику задание отличника, как и наоборот. К этим вопросам нужно подходить очень мудро, ни в коем случае не уравнивая детей между собой. Здесь важно не переусердствовать и не перегнуть палку – иначе потом будет сложно выровнять все эти перекосы и в таких случаях молитва, возможно, никогда не станет потребностью.

При правильной организации религиозного воспитания первый молитвенный опыт ребёнок должен получить в семье. Прививать правильное отношение к молитве нужно начинать с самого раннего детства, чтобы оно вошло «в плоть и кровь», стало жизненно необходимым. Безусловно, маленький ребёнок не может еще понимать даже простых молитв, но это  не является необходимым условием для молитвы, так как, даже понимая слова, можно не ощущать их подлинной глубины.  

С одной стороны, не обязательно много понимать для того, чтобы благочестиво молиться. Если ребёнок не может еще составить себе ясного понятия о Боге, то, по крайней мере, у него есть чувство о Нем. Он чувствует, что есть Высочайшее Существо, Которое нас любит и Которое мы должны также любить, и когда он произносит слова молитвы, то он думает о Боге и к Нему возвышает свою душу. И такая молитва из детских благочестивых сердец, без сомнения, гораздо приятнее Богу, чем молитва ученого, который весьма ясно понимает каждое слово молитвы, произносимой его устами, но при этом холоден и рассеян. Очень важно при совместной молитве родителей и детей, чтобы родители молились не «для» ребёнка и не «напоказ». В данном случае нет необходимости показывать, как молиться, надо просто молиться вместе. Когда родители молятся в присутствии ребёнка, то он больше воспринимает не слова молитвы, а душу родителей, их чувства и переживания. Сердечная молитва родителей глубоко западает в душу ребенка и становится настоящим проводником религиозного опыта для него. С другой стороны, если ребёнку дать молитвослов, где очень многое непонятно даже с точки зрения языка, то он не научится молиться на этом материале. Здесь важно найти золотую середину, учитывая возрастные, индивидуальные и психологические особенности детей. Нельзя переусердствовать, но и слишком лояльное отношение тоже не полезно. Необходимо учить детей понуждать себя в доступном духовном делании. Родители должны обеспечить духовную дисциплину, без которой движение вперёд любого человека – маленького или взрослого – невозможно. Вся православная педагогическая литература однозначно утверждает, что на начальном этапе духовного развития важно выработать у детей определенную привычку к молитве и совершенно очевидно, что сделать это вне семьи невозможно.  

Научение молитве является и задачей Воскресной школы. Одной из острых проблем современного процесса обучения является отсутствие интереса к изучаемому материалу со стороны детей. В современном обществе принято с самого рождения развлекать ребёнка, в то время как все предшествующие поколения приучали детей с детства посильно трудиться. В результате, сегодня большинство детей, особенно живущих в городах, к десяти годам уже практически ничем не удивишь. В связи с этим у них складывается впечатление, что жизнь – это сплошное развлечение и получение удовольствий. В большинстве случаев родители находят возможности для «совершенствования» развлечений, откладывая религиозное воспитание « на потом» или перекладывая свою функцию на преподавателей Воскресных школ. Здесь важно понимать, что для полноты познания православной веры и молитвы необходим комплексный подход, в котором каждый компонент дополняет друг друга и не является взаимоисключающим. Например, нельзя церковную молитву заменить домашней. Молясь дома с родителями, прибегая к соборной молитве в церкви, молясь в воскресной школе – ребёнок учится всю свою жизнь наполнять молитвой. Постепенно приобретённые таким путём навыки перерастают в потребность молиться. Для достижения этой цели, прежде всего, необходимо терпение, настойчивость и каждодневный труд.

На практике учителя Воскресных школ часто сталкиваются с семьями, у которых отсутствует опыт совместной семейной молитвы, и как следствие этого, у ребёнка не сформировано понятие «молитва» и он не имеет даже элементарных навыков в этом делании.  Это вызывает определённые трудности и вносит соответствующие коррективы  в планирование работы педагога. Однозначно решить эту проблему невозможно. Как говорилось выше, каждый компонент несёт определённую функцию, свойственную только ему, поэтому должен дополнять друг друга и не может быть замещён другим. Это подобно тому, как человек не может руку заменить ногой или сердце лёгкими. Очевидно, что учителю ВШ придётся восполнять пробелы семейного религиозного воспитания, но сделать это в полной мере, конечно, он не сможет. В данном случае тема молитвы должна проходить красной нитью через всё содержание программы. При этом следует предусмотреть и различные формы работы для детей, которые уже имеют какие-то первоначальные навыки молитвы.

Помимо детей необходимо и родителям объяснить, что совместная молитва укрепляет семью, потому что ее жизнь бывает по-настоящему полноценной и счастливой лишь тогда, когда членов ее соединяют не только родственные узы, но и духовное родство, общее понимание и мировоззрение. Совместная молитва, кроме того, благотворно влияет на каждого члена семьи, в частности, она очень помогает детям. Учителя ВШ должны постараться донести до родителей информацию о том, что большой вред на религиозное воспитание детей оказывает обычай обязывать детей молиться или креститься, когда взрослые сами этого не делают. Это приучает детей смотреть на молитву как на что-то детское и ненужное для взрослых. В таких случаях дети будут мечтать побыстрее вырасти, чтобы стать взрослыми и перестать молиться. В первые восемь лет ребёнок живёт чувствами. В это время не столько слова, убеждения и наставления, сколько собственный пример родителей, их душевная и духовная жизнь имеют основополагающее значение в религиозном воспитании.

Далее мы остановимся на важных моментах, которые необходимо учитывать учителю ВШ, при научении детей молитве.  

* Изучению молитв должно предшествовать ознакомление детей с общими понятиями: о Боге Творце мира, о Его любвеобильном Промысле над всем сотворенным, об Ангелах, душе человека, о совести, грехопадении людей и их погибели, о Спасителе мира, о Боге Духе Святом, освящающем души людей, верующих во Христа, о нашей потребности молиться Богу во всех обстоятельствах жизни, о крестном знамении, о молитве дома перед иконами и в храме, о молитвах к Богоматери и святым, о молитве за живых и умерших. Если дети основательно усвоят эти сведения, то тем самым они будут введены в понимание истин, содержащихся в указанных молитвах, получат возможность сознательно молиться, и будут подготовлены к усвоению Закона Божия не только умом, но и сердцем. В противном случае слова молитв будут заучиваться детьми без всякого смысла, и это заучивание никакого воспитательного значения иметь не будет.

* Подробный перевод молитвы и подробное содержание ее может быть усвоено учащимися на второй и даже на третий год обучения, когда они узнают значение некоторых славянских слов, расширят свои знания и представления по Закону Божию. Таким образом, одни и те же молитвы можно изучать несколько раз, на основе концентрического метода расширяя и углубляя их смысл в соответствии с возрастом детей, используя принцип: от простого к сложному.

* Порядок изучения молитв принципиального значения не имеет. Существуют разные подходы относительно порядка, которые имеют своё обоснование и право на существование. Приведём примеры наиболее распространённых из них:

– по порядку степени развития детей: начинать с более доступных молитв по содержанию и менее пространных;

– по порядку времени, в каком употребляются молитвы в жизни: утренняя молитва, перед обедом, вечерняя и т.п.

– по церковному порядку в соответствии с богослужебными книгами;

– по историческому порядку: изучение молитвы поставляют в связи с каким-либо событием Священного Писания.  

В пользу того или другого порядка изучения молитв высказываются различные соображения и доводы, но эти доказательства часто страдают односторонностью и взаимно опровергаются. На основании этого можно утверждать, что универсального порядка изучения молитв не существует.

 Залог успешности занятий заключается в том, чтобы они действовали на учащихся не отталкивающим, а увлекающим образом. В связи с этим порядок изучения молитв должен быть соединен со степенью их легкости и подготовленности детей к их изучению.

* Для эффективности запоминания  следует использовать разнообразные способы изучения молитв и формы работы с ними. При этом необходимо избегать двух крайностей в этом отношении:

1) Научение молитвам ограничивается запоминанием учащимися только одного славянского текста молитв без всяких или малочисленных пояснений со стороны учителя.

2) Научение молитв заключается в чрезмерном членении их на отдельные предложения и слова.

В большинстве случаев можно использовать традиционный алгоритм изучения молитвы:

  1. Библейский рассказ или повторение исторических фактов, изученных ранее.
  2. Беседа о содержании молитвы.
  3. Обобщение сказанного в беседе – русский перевод молитвы.
  4. Перевод некоторых слов и выражений на церковнославянский язык.
  5. Записывание славянских слов с переводом в тетради.
  6. Связанный перевод молитвы на церковнославянский язык.
  7. Окончательное заучивание объясненной молитвы на память.

Последовательное проведение одного, какого бы то ни было способа при изучении всех молитв, едва ли может быть названо целесообразным. Каждая молитва в своем внешнем построении имеет свои отличительные особенности и потому должна быть изучаема и объясняема посредством особого, только ей свойственного приема. Например, молитва «Богородице Дево...» ясно вытекает из рассказа о Благовещении и посещении Девой Марией праведной Елизаветы; молитва мытаря — из притчи о мытаре и фарисее; но молитвы «Пресвятая Троице...», «Слава Тебе, Боже...», «Слава Отцу...» и другие ни из каких священно-исторических повествований не могут быть выведены, а потому присоединение их к последним всегда будет произвольным, в зависимости от контекста урока.

* При научении молитве необходимо помнить, что само основание для подробного объяснения молитв – заучивание только понятного – ложно. Большинство молитв содержат в себе такие высокие христианские истины, которые усваиваются лишь верою, и недоступны пониманию человеческого разума не только учащихся, но и взрослых людей. Поэтому при объяснении и заучивании молитв следует руководствоваться не какими-либо общими правилами, а содержанием каждой отдельной молитвы и степенью развития учащихся. Нормальным явлением считается то, что учащиеся не понимают всех, без исключения, выражений в той или иной молитве. Каждая молитва в известной степени произведение духовно-поэтическое и служит не столько потребностям ума, сколько потребностям чувства; чувство же никогда не может быть заключено в определенные рамки, и некоторая таинственность во внешнем выражении его служит лишь к его возвышению.

* Надо побуждать детей заучивать молитвы наизусть и спрашивать, чтобы убедиться, что ребенок не забыл их и не перепутал. Со словами молитв, пусть даже неосознанных, непонятных фраз, которые повторяет ребенок, в память входит целое собрание образов и представлений, необходимых для будущей пользы и утешения в жизни.

* Учителям ВШ рекомендуется учить детей разговаривать с Богом своими словами, но при этом, обязательно объясняя, о чём нужно и можно молиться, а о чём нельзя. Молитвенное обращение ребенка к Богу не должно носить чисто эгоистический характер. Так же следует учитывать тот факт, что дети мыслят прямолинейно. В связи с этим в просительных молитвах скрыта известная опасность: отсутствие немедленного результата такой молитвы может вызвать резкое религиозное охлаждение

* Особое внимание в молитвенной жизни ребёнка необходимо уделять церковной молитве. Недопустимо, чтобы церковь стала для детей обременительной обязанностью или обрядом, ибо тогда они могут в какой-то момент восстать против нее.

Однако в данном вопросе невозможно составить общие правила по количеству посещаемых церковных служб, когда приводить детей на службу, а когда уводить с нее. Здесь в первую очередь следует руководствоваться индивидуальным подходом к каждому конкретному ребенку, главное — не «перекормить» его взрослой духовной пищей, но вместе с тем дать возможность получить опыт церковной молитвы, научить участвовать в ней, ценить богослужение во всем его духовном и эстетическом многообразии.

* Чтобы научение не было тщетным, его составной и необходимой  частью должно быть  практическое руководство полученными знаниями в жизни христианина. То есть, изучение Православия без Церковной полноценной жизни и Евхаристического общения, без исполнения Духом, без постоянной молитвы,  не сможет достаточно ни изменить человека, ни отобразить в его жизни культурные и нравственные идеалы, основаниями которых есть Сам Христос.

Многие ответы на сложные вопросы, возникающие при научении детей молитве, можно найти в фундаментальном и уникальном труде Марии Михайловны Манасеиной – "Основы воспитания с первых лет жизни и до полного окончания университетского образования" (1894-1899). Ни до, ни после нее не было попыток охватить непрерывность воспитания от рождения и до зрелости так глубоко и многосторонне, анализируя различные стороны воспитания: физическое, нравственное, религиозное и умственное, семейное и общественное.

Мария Михайловна Манасеина (1842 – 1903) – русский  учёный, психолог, доктор медицины, физиолог, педагог, общественный деятель  конца 19 – начала 20 веков, отстаивающий православные ценности. Взгляды Манасеиной на религиозное воспитание детей основаны на научных и христианских представлениях. Этим ее концепция существенно отличается как от христианских теорий о воспитании детей, в которых или совсем нет, или очень мало научных оснований из области медицины, физиологии, психологии детского возраста, гигиены, так и от утилитарно-нравственных теорий, в которых отсутствуют исконные христианские ценности. Полученные научные данные и жизненный опыт позволили ей убедиться в том, что вера и религия составляют важное и непременное условие развития и совершенствования как каждого отдельного человека, так и всего человечества, поскольку без них невозможно «никакая достойная жизнь на земле».

К сожалению, современной отечественной педагогической науке имя Марии Манасеиной малоизвестно, а ее работы незаслуженно забыты и недостаточно изучены. В советское время из-за первой книги о религиозном воспитании, которое проходит красной нитью через все её книги, эти исследования не публиковались.

Свое исследование М.М. Манасеина не окончила. Она планировала выпустить семь книг, было издано только пять, две последние работы она не успела закончить. Они были подготовлены, но свет не увидели.

  • 1-я - "О религиозном воспитании от 1 года до 21".
  • 2-я - "Воспитание ума, речи, памяти, внимания, сознания, воображения".
  • 3-я - "Воспитание чувств, настроений, воспитание воли, самообладания совести, эстетической стороны человека".
  • 4-я - "О физическом развитии человека".
  • 5-я - "Об эмбриологическом воспитании".
  • 6-я - "Исторический очерк различных систем воспитания и образования".
  • 7-я - "История университетского образования и его задачи в будущем".

Свой 40-летний юбилей литературной деятельности Мария Михайловна встретила 48-ю работами по различным вопросам физиологии, психологии, гигиены и педагогики.

Значимость религиозной концепции М. М. Манасеиной в целом и рассматриваемого вопроса о научении детей молитве в частности для современной православной педагогики заключается в том, что автор показал огромный воспитательный потенциал, заложенный в христианской молитве. Научив детей молиться, родители и учителя тем самым вооружают их правильным средством, дают надежную опору для внутренней душевной борьбы со своими темными, эгоистическими стремлениями и чувствами, и показывают направление, где и в Ком искать помощь и поддержку в трудных жизненных обстоятельствах. Молитва, снова и снова пробуждая в человеческой душе цепь религиозных представлений, понятий, мыслей и чувств, поддерживает стремление к идеалам, которые даны были данному времени, данному народу той или иной религией, ведет к укреплению психической стороны жизни человека и «облегчает победу добрых, альтруистических стремлений, чувств и мыслей над злыми, эгоистическими, а следовательно, и греховными».