Беседа в дискуссионном клубе "Общение"

27 января в клубе "Общение" состоялась очередная беседа на тему: "Что нам нужно знать о Таинстве Елеосвящения (Соборования)?" Таинство Елеосвящения имеет евангельское происхождение и установлено Христом: "Призвав двенадцать, начал Христос посылать их по два. Они изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли" (Мк. 6:7,13).

И еще в послании ап. Иакова можно найти такие слова: "Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему" (Иак. 5:14-15).
Богослужебный чин Таинства Соборования известен в нынешнем виде только с XV века. Чин видоизменялся на протяжении веков.
Иногда Таинство Соборования совершается на дому над одним болящим, а иногда – в церкви, над всеми, кто хочет приступить к этому таинству и кто может по состоянию здоровья прийти в храм. В этом случае оно обычно приурочивается к каким-то особым событиям церковного года. В Русской Православной Церкви это чаще всего период Великого Поста.
Как правило, к Таинству Соборования прибегают раз в году. Но, конечно, человек сам должен прийти к осознанию того, что нуждается в исцелении (не только в телесном, но прежде всего в духовном, т.е. нуждается в очищении своих неосознанных грехов).
Чин Соборования сложен. За подготовительными молитвами и каноном, совершается сам чин. Читается Апостол, Евангелие, произносится ектения с поминанием имен соборующихся, молитва на освящение елея. Далее совершается само помазание и молитва "Отче Святый, врачу душ и телес…". Затем второй священник приступает к участию в таинстве, и опять следует подобный же цикл. Так повторяется семь раз. 
Елей после таинства можно взять домой для помазания.
Порой ошибочно думают, что прибегать к Таинству следует лишь тяжело больным людям именно на пороге смерти, что не соответствует Священному Писанию. Ведь апостолы совершали помазание маслом именно ради исцеления.
Нельзя также ожидать и немедленного выздоровления. Это таинство не нечто самодостаточное, внешнее, магическое. Это не медицинская процедура.
Исцеление – это свободный Божий дар, не неизбежный результат каких-то внешних действий. Надо задуматься о своей жизни, о своих грехах, стремиться очиститься от них. Таким образом, Таинство Соборования отчасти сродни таинству Покаяния.

Диакон Сергий Пучек