Неделя 2-я Великого поста, святителя Григория Паламы

Вторая неделя Великого поста посвящена великому человеку – Григорию Паламе, который был епископом города Фессалоники, это к горе Афон самый близкий крупный город, который и сейчас второй в Греции после Афин, находится на севере. Жил он в конце XIII – начале XIV века, в первой половине. Чем же он прославился, что так высоко Церковью был поставлен, что целое воскресенье поста было назначено для его памяти?

Он в этом смысле уравнен с Марией Египетской. Дело в том, что он смолоду настолько преуспел в молитве как внутреннем постоянном делании, что достиг необычайной близкой связи с Богом, Отцом Небесным. Начинал он свою деятельность на Святой горе Афон. И как говорили его современники, он уже в 30 лет достиг такой благодати, как многие старцы достигали не раньше, чем лет в 70. И через молитву непосредственно от Бога он очень многое понял и достиг.

И вот, Святая Церковь его избирает для того, чтобы прославить в день Великого поста, в воскресный день, очень важный, когда вся Церковь в сборе, чтоб показать его величину. В Церкви много святых, и каждый из них угодил Богу. Но есть святые особенные. Их жизнь освятила всю Церковь и научила очень многому. Самые известные – это Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст. Церковь их собрала вместе и вместе прославляет, хотя Григорий и Василий были современниками, а Иоанн Златоуст жил несколько позже, но всё равно, вместе их прославляя, Церковь показывает, что их подвиг как учителей весьма велик. И вот такие люди, как Кирилл и Мефодий, для русских – Преподобный Сергий – это великие люди, в результате жизни которых произошло что-то очень важное для многих и многих христиан.

И так же Григорий Палама. То, что он говорил и чему учил, у многих вызывало недоумение, потому что, как теперь модно говорить, фарисейство никто не отменял. И поэтому формальное восприятие Евангелия так же живёт, как жило и в те времена, когда Господь наш Иисус Христос проповедовал Евангелие в Палестинских землях. Чему же учил Григорий Палама? Тому, что Бога можно видеть. И его опыт говорит об этом, ему Господь это дал. Как же это происходит? Господь на горе Фавор преобразился перед учениками. Они увидели Его одежду белую, как снег. Что это был за свет, которым сияла фигура Христа? Назвали этот свет Фаворским по то горе, на которой это произошло. Это свет благодати Божией. И каким образом человек его созерцает, это непонятно, пока человек не придёт к этому свету. И этот свет, несмотря на то, что он очень ярок, человека не слепит, но наоборот умиротворяет. И вот это прекрасное видение даётся человеку для благословения и для укрепления и как свидетельство того, что он угодил Богу. Поэтому Господь дал возможность Своим ученикам троим самым близким увидеть его там, на горе Фавор. И к тому же свету во время приобщался и сам архиепископ Фессалоникийский Григорий Палама и учил о нём. И это стало учением всей Церкви, хотя не многие люди достигали такой близости к Богу и такой святости. Но это имя каждый христианин должен знать как некий идеал, к которому можно стремиться. Бога никтоже виде нигдеже (Ин. 1, 18) – это правда. Но человек может видеть Бога через ту благодать, те Божественные энергии, которые излучает Божество, если человек приуготовит свои тело и душу для восприятия этого света. Тогда он сможет его воспринять.

Ну вот, это, пожалуй, и всё. Вот эту икону я как раз привёз из города Фессалоники. И там, где этот великий святитель погребён, существуют такие иконы, их можно приобрести. Я, для того чтобы вспоминать эту поездку в Фессалоники, привёз. Это очень известная икона. Это, правда, такая фотокопия с неё, но как-то глядя на этот чудный образ, начинаешь вспоминать этого великого человека, который нам открыл путь к Фаворскому свету. Спаси всех Господи!

протоиерей Дмитрий Смирнов