Беседа об эмоциональном одиночестве в браке

10 ноября на очередной встрече участники клуба православного общения обсудили вопрос эмоционального одиночества в браке. Почти каждый в своей семейной жизни ощущал нехватку общения, теплоты, интереса, поддержки со стороны своей "второй половины".

Иногда бывает так, что один из супругов начинает сознательно тяготиться браком, уклоняется от общения, общего времяпрепровождения, начинает искать поводы, чтобы реже бывать дома. Здесь все понятно, человек сделал свой выбор: он уже не стремится сохранить свой брак. Но бывают случаи, когда у одного из супругов любовь живет в сердце, но ее не получается обозначить, сделать видимой. Такое встречается нередко. Часто причиной холодности может быть душевная травма, а не отсутствие чувств. Многие психические травмы чаще всего случаются в детском возрасте именно в семье или в кругу родственников, когда близкие оказываются неспособными к эмоциональному контакту. Привычка отсутствия эмоционального контакта учит ребёнка жить, не требуя у другого любви, но и не предлагая свою. Данная конструкция "эмоционального нищенства", когда ничего не имея, ничего нельзя потерять, переносится во взрослую жизнь. И человек может не осознавать, каким образом пробиться из своего панциря к любящим его людям.
Выражению чувств и эмпатии также может мешать детский нарциссизм, когда у ребенка складывается ощущение, что любить его могут только за какие-то умения или достижения, т.е. его лучшую сторону, а не такого какой он есть, во всей полноте личности. В этом случае уже повзрослевший человек не может вступать в доверительные отношения с другими, боясь, что при близком общении обнаружится его обыкновенность, а, следовательно, его просто разлюбят.
Также причиной неумения правильно выражать свои эмоции часто служит утрата чувства защищенности, детская травма угрозы жизни. Это может быть связано и со всевозможными внутриутробными стрессами. Такие люди имеют свойство закрываться в своем внутреннем мире. Все внешнее для них менее важно. Тот страх гибели, заставивший их когда-то замереть (а это обычная реакция, когда невозможно убежать или защититься от опасности), действует в них уже как неосознанная привычка. Контакт с телом нарушен, а раз эмоции чаще действуют в теле или посредством тела, то возникает определенная проблема их правильного выражения.
Также существует такое эмоциональное расстройство как "алекситИмия", эмоциональная немота, когда человек не может в словах выразить чувства, которые переживает, а, поэтому, плохо опознает и чужие эмоции. А раз нет слов - то нет и диалога. Также алекситимики не знают эмпатии, но они не бесчувственные эгоисты, просто им действительно не понятно какой "мускул" нужно напрячь, чтобы стать "правильными" для своих близких. Поэтому они часто избегают общения, чтобы лишний раз не ранить себя и других, а чаще просто отделываются шаблонными фразами.
Можно сделать вывод, что все вышеперечисленные "недуги" никак не говорят о человеке, как о бесчувственном эгоисте. Такие люди, вследствие застарелых детских травм и привычек, часто действительно не знают как проявлять свои эмоции или не понимают зачем их обязательно нужно проявлять. Поэтому жесткий запрос одного из супругов на постоянный, яркий эмоциональный контакт (ведь отсутствие такового воспринимается ими как угасание любви), может привести к плачевным последствиям.
Эмоциональная холодность супруга - не приговор любви в браке! Часто изменить взрослого человека сложнее, чем менять себя, свое отношение к нему, свои знания, поведение, взгляд на проблему. И тогда наши перемены могут помочь меняться эмоционально холодному супругу. Ведь семья - это система, изменение в одной части которой может приводить и к изменению всей системы в целом.

Диакон Сергий Пучек