«Как свт. Николай стал Санта Клаусом?»

22 декабря в клубе православного общения состоялась увлекательная беседа на тему: «Как свт. Николай стал Санта Клаусом?». В ходе беседы была представлена фотопрезентация о том, как в истории (начиная с 4 века) менялось представление о Николае Чудотворце и как его образ с течением времени трансформировался в образ Санта Клауса и Деда Мороза:

*Еще при жизни будущий святой (Николай) имел репутацию «тайного дарителя» – человека, который мог сделать что-то доброе незаметно.
*Особое почитание святого Николая в Германии началось уже c VI века, в Риме – с VIII века, а потому уже в Средние века здесь и в других странах Европы установился добрый обычай: в Николин день, 6 декабря, дарить детям подарки, следуя его примеру.
*Взрослые стали одеваться в манере Св. Николаса (облачение епископа и посох), чтобы сыграть роль доброго святого.
*Однако в период Реформации, когда не одобрялось почитание святых, в Германии и сопредельных странах персонажем, который раздаёт подарки, стал младенец Христос, а день их вручения был перенесён с 6 на 24 декабря, то есть на время рождественских ярмарок.
*В период Контрреформации подарки детям снова стали вручаться от имени святого Николая, однако теперь это происходило уже в конце декабря, на Рождество.
*После того как Святой Николай стал приезжать и на Рождество, в некоторых местностях он получил другое имя – "рождественский дед".
*Именно благодаря голландским колонистам, основавшим ближе к сер. XVII в. поселение Новый Амстердам (ныне Нью-Йорк), образ святого Николая попал на североамериканский континент.
*В 1823 году протестантский пастор Клемент Кларк Мур выпустил в свет поэму «Ночь перед Рождеством, или визит Святого Николая», в которой рассказал о Санта-Клаусе — сказочном персонаже, дарящем детям подарки. У Кларка это тучный улыбающийся старец; епископскую митру он сменил на отороченную мехом шапку, а епископский жезл сменила волшебная палочка из сахара. Ослика, на котором как утверждала древняя традиция, разъезжал святой Николай, сменили сани, запряженые восмеркой быстрых северных оленей.
*В 1931 году, по заказу компании «Кока-кола» художник Хеддон Сандблом в рамках рекламной акции «Санта Клаус тоже пьет кока-колу!» немного «модернизировал» знакомый всем образ. Так появился образ Санта Клауса - старика с седыми волосами, опрятной бородой и усами в красной куртке, штанах и шапке-колпаке. Тёмный кожаный пояс обтягивает толстое брюшко. Чаще всего на носу у него очки, а во рту - дымящаяся трубочка. Ездит в оленьей упряжке, пьет кока-колу и подбрасывает подарки в башмаки и чулки, оставленные возле камина.
*Дед Мороз же первоначально был злым и жестоким языческим божеством, Великим Старцем Севера, повелителем ледяного холода и пурги, морозившим людей. Своеобразный характер языческих божеств обусловил первоначальное поведение Деда Мороза — поначалу он собирал жертвоприношения — воровал детей и уносил их в мешке. Однако под влиянием православных традиций Дед Мороз подобрел и стал уже сам одаривать детишек.
*В литературной обработке Мороз Иванович появился в 1840 году в сборнике «Детские сказки дедушки Иринея» В.Ф.Одоевского. Этот добрый седой старик одаривает Рукодельницу за хорошую работу «горстью серебряных монет». С тех пор этот образ только совершенствовался, пока не обрел, наконец, любимую внучку, за что нужно благодарить драматурга Александра Островского.
*После революции Дед Мороз, вместе со всеми рождественскими традициями, подвергся "гонениям". Однако, спустя немного времени, он вернулся в канун 1936 года, а с 1937 года стал появляться на праздниках вместе со Снегурочкой.
После визуально-теоретической части встречи с присутствующими была проведена тематическая викторина, вопросы которой были посвящены знанию жития святителя.
Закончилась же беседа молитвой святому и приятным сладким сюрпризом для каждого из участников встречи.

Диакон Сергий Пучек