Об исцелении сына Наинской вдовы

Сегодня читано было Евангелие от Луки о воскрешении Господом единственного сына вдовы из города Наина, которая, от великой скорби сильно плакала об утрате его. Человеколюбец "сжалился над ней, и сказал ей: не плачь.

И подошед, прикоснулся к одру; – при этом носильщики остановились, а Господь сказал мертвому: юноша! тебе говорю: встань. – И о, чудо! – мертвый, поднявшись, сел, и стал говорить; и отдал его Иисус матери его. И всех объял страх, и славили Бога, говоря: великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой" (Лк.7:11–16). На этом оканчивается сегодняшнее Евангелие. Небольшое чтение, но как много в нем поучительного, назидательного! какое чудное, поразительное и воодушевительное сказание! юноша воскрес по слову Жизнодавца из мертвых и вручен был живым горько плакавшей матери, нечаянно получившей свое неоцененное сокровище, подпору своей старости, свет и радость очей своих. Какая Божественная сила, препобеждающая смерть столь крепко державшую в своих страшных узах человечество через много тысяч лет! какое Божественное милосердие, возвратившее материнской любви нежно любимое дитя! Это чудо воскрешения юноши, братия мои, совершено во образ будущего воскресения всех мертвых и для утверждения нашей веры и нашего чаяния общего воскресения.
Будем же помнить и радоваться тому, что Иисусом Христом, нашим Искупителем, побеждена смерть, переменена на сон и нам всем даровано воскресение, которое непременно последует в определенное Богом время. Но, сыны воскресения! памятуя о будущем своем воскресении, будем стараться не отменно, чтобы воскреснуть нам всем на радость и жизнь вечную, a не на стыдение и укоризну вечную, как говорит Даниил Пророк; чтобы по воскресении удостоиться стать одесную Господа, а не ошуюю, и услышать не глас грозный, отсылающий в огонь вечный, а глас, призывающий к наследию Царства Небесного. Будем стараться, no силе своей, подражать милосердию Господа своего, утешать, как и чем можем, печальных, посещать сирот и вдовиц, особенно бедных и беспомощных, помогать бедным, облегчать тяжкое состояние несчастных, Ибо милостыня, по Писанию, от смерти избавляет и очищает всякий грех. Познаем, что всякий из нас имеет своего мертвеца, именно мертвую по причине грехов бесчисленных душу свою в живом теле, – как и Господь в одном месте назвал некоторых людей, мертвыми, хотя они были живы по телу, сказав некоторому человеку, желавшему следовать за Христом, но прежде похоронить отца: "предоставь мертвецам погребать своих мертвецов" (Мф.8:22), а ты иди и возвещай Царствие Божие, или как Господь же говорит одному предстоятелю церкви: "ты носишь имя будто жив, но ты мертв" (Откр.3:1).
Да, у каждого грешника мертвая душа, которая может погибнуть навеки, не прекращая своего существования, но пребывая без конца в страшном мучении. Эту мертвую душу грешника в этой жизни может воскресить только один Иисус Христос – через веру и сердечное покаяние. И это великое чудо – воскрешение душ грешников Господь совершает часто; иногда в один день и даже час воззывает от смерти к жизни одну и ту же душу, умирающую через свои грехи и страсти, и восстающую через искреннее покаяние. О, сколько ежедневно совершает Господь великих чудес в душах верующих и кающихся грешников, так много, что по причине множества эти чудеса кажутся иногда очень обыкновенными внутренними явлениями! О, бездна милосердия Божия! О, неистощимое море чудес благости и долготерпения Божия! Слава тебе, Господи Иисусе Христе, Агнче Божий, вземляй грехи наши, разрушающий душевную смерть нашу и дарующий ей жизнь благостью Твоей неизреченной! Но, грешники, не будем злоупотреблять милосердием Божиим, прилагая грехи ко грехам, коснея в одних и тех же грехах через многие годы, но поспешим принести искреннее покаяние, неизменное, – победим благодатью Божией злые наши наклонности и навыки и принесем Господу плоды достойные покаяния.
Вот Он ждет от нас столько времени плодов благих; ускорим на покаяние, говорю, да не посечет нас, как бесплодную смоковницу и не повергнет в огонь неугасимый. Аминь.

архимандрит Иоанн (Крестьянкин)